СтатьиНасколько безопасен тюнинг двигателя? О чем принято умалчивать в автомастерских

Насколько безопасен тюнинг двигателя? О чем принято умалчивать в автомастерских

Рано или поздно искушенного большой скоростью водителя перестают устраивать возможности его авто. Кто-то отправляется на авторынок, а кто-то делает тюнинг двигателя, как правило, не задумываясь, безопасно ли это.

Можно, конечно, закрыть глаза на этот вопрос, руководствуясь тем, что «Все делают, так почему я не могу поездить с ветерком?». Однако более глубокое понимание проблемы поможет принять правильное решение и предотвратить в будущем если не потенциальную аварийную ситуацию, от которой никто не застрахован, то, как минимум, дорогостоящий капитальный ремонт.

Начнем с того, что любое вмешательство в работу мотора влечет за собой изменения во всем рабочем процессе, а не в отдельно взятом узле, поэтому неожиданности могут подстерегать вас где угодно. Если, увлекшись модернизацией «сердца» автомобиля, вы не замените другие комплектующие (глушитель, свечи, патрубки выхлопной системы и др.), последствия дадут о себе знать очень быстро поочередным выходом из строя то одной, то другой детали. А к чему могут привести во время езды на большой скорости оторванные тарелки клапанов или прогоревшие поршни, можно только догадываться.

Быстрый и маневренный автомобиль с тюнингованным двигателем рано или поздно поведет себя на дороге неожиданно

Быстрый и маневренный автомобиль с тюнингованным двигателем рано или поздно поведет себя на дороге неожиданно

Новенький тюнингованный двигатель: в чем подвох?

Начнем с того, что механические вмешательства в работу мотора сопровождаются повышением температуры газов, поэтому поршни, клапаны и камеры сгорания нагреваются при езде на высокой скорости больше обычного. Что значит «больше обычного»? Это значит, что подобные нагрузки хоть и предусмотрены заводскими настройками авто, но не являются базовыми, а значит, машина будет работать на пределе своих возможностей. В лучшем случае ее ожидает закономерный перегрев и деформация головки блока, в худшем – заклинивание и расплавление деталей.

Приводит к чрезмерным нагрузкам и тюнинг трансмиссии, работа которой рассчитана на определенное значение максимально допустимого крутящего момента. Поэтому в интенсивном режиме велика вероятность ее поломки, а это первый шаг к потере транспортным средством управляемости и неминуемой аварии.

Еще одну опасность таит в себе цилиндропоршневая группа. В тюнинговых ателье любят увеличивать объем цилиндра за счет поршней большего диаметра, а также часто устанавливают коленчатый вал с большим радиусом кривошипа. Если размеров блока для этого недостаточно, отдельные внутренние элементы подрезают. В результате стенки цилиндров становятся тоньше, от чрезмерного механического трения на них образуются трещины, что приводит к быстрому разрушению цилиндропоршневой группы. Кроме того, тепловое воздействие вызывает рост давления в цилиндрах, а оно, в свою очередь, провоцирует выход из строя наиболее подверженных поломке деталей – поршней и колец. Получается, что проводить тюнинг двигателя таким способом не так уж и безопасно.

В тюнингованных обычным способом автомобилях срок службы поршней сокращается в несколько раз. Другие детали также изнашиваются значительно быстрее.

В результате тюнинга поршни и кольца изнашиваются в несколько раз быстрее

В результате тюнинга поршни и кольца изнашиваются в несколько раз быстрее

Чем чревато вмешательство в газораспределительный механизм?

Установка спортивного распредвала, которая часто практикуется в тюнинговых ателье, увеличивает не только мощность, но и нагрузки на газораспределительный механизм. Чтобы предотвратить зависание клапанов по причине большего, чем обычно, ускорения, устанавливают усиленные пружины, предназначенные для дополнительной страховки деталей в точке наибольшего открытия. Однако удастся ли даже в этом случае правильно рассчитать нагрузку, чтобы клапаны не «оборвались», еще тот вопрос. Поэтому, если вы не мыслите езды без спортивного распределительного вала, добавьте в список обязательных процедур замену цепи или ремня привода и регулярную проверку клапанных зазоров, чтобы во время экстремального вождения не было неожиданностей.

Считается, что расточка головки цилиндров как вариант тюнинга наносит двигателю меньший вред, чем установка спортивного распредвала. Почему? Потому что масса клапанов, увеличенная за счет большего диаметра тарелок, не вызывает критических нагрузок. Но это только на первый взгляд. На самом деле увеличение проходных сечений каналов – это радикальное механическое вмешательство в двигательный механизм, и малейшая неточность может привести к самым непредсказуемым последствиям.

А что с ресурсом мотора?

Этот показатель зависит от множества факторов, в числе которых качество масла и топлива, движение с холодным мотором на высоких оборотах и другие особенности управления. В условиях нормальной эксплуатации, если за рулем адекватный водитель, «сердцу» автомобиля практически ничего не угрожает. Но разве можно удержаться от соблазна испытать все прелести тюнингованного авто? В этом случае прогноз очевиден. Не так негативно сказывается на ресурсе двигателя чип-тюнинг, при условии что он произведен на высшем уровне при помощи инновационного программного обеспечения.

В противовес традиционным способам улучшить эксплуатационные характеристики автомобиля всегда можно обратиться к надежному, но не менее эффективному варианту – например, установке блока увеличения мощности Spider. Этот безопасный для транспортного средства интеллектуальный метод не предусматривает агрессивных механических вмешательств в работу сложного автомобильного механизма, поэтому и риски поломок при его использовании практически сведены к нулю.

Имя *

Контактный телефон

Ваш e-mail

Текст *

Дизайн и разработка - Артем Киселев